МАДОУ детский сад №25 "Матрёшка" группа №6 "Зайки"

Артикуляционная гимнастика

 ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступаютв общение, он может понятно выражать свои мысли и желания задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими, накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешномуобучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо, как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растёт.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослого - ошибочно. Это мнение часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителейи поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные другие недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь как детей, так и взрослых. Воспитание чистой речи у детей – задача большой важности, и серьёзность её должны осознавать все.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собойотставание в развитии. Нарушения в звукопроизношении, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.Компенсировать это может только квалифицированная помощь специалиста.

Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работаартикуляционного аппарата. Мы правильно произносим звуки благодаря силе, хорошей подвижностии дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом произношение звуков речи- это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками ( бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики в естественных условиях жизни. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие. диафрагма, межрёберные мышцы).

Таким образом, артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы избежать появления недостатков произношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Цель артикуляцинной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Упражнения могут использоваться, начиная с раннего возраста детей в профилактических целях, а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии. Одних занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения дома с родителями.

 


 

 

 

 


2 ноября 2014 в 13:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.